Квадроциклы - от начала и до наших дней

История квадроцикла: от начала и до наших дней
История появления квадроцикла сложна, запутана и тесно связана с развитием автомобилей. Теперь уже сложно сказать, что было придумано раньше, ведь первый 4-колесный велосипед, чем-то напоминающий квадроцикл был представлен еще в 1853 году! Да и первые автомобили куда больше похожи на квадроциклы.
Само понятие «квадроцикл» появилось более века спустя. Разумеется, эксперименты с легким транспортным средством для пересеченной местности все это время ставились. Так, по одной из версий, концепцию современного квадроцикла придумала компания Polaris. Она, в качестве эксперимента, оборудовала колесами свой первый снегоход на колеса еще в середине пятидесятых годов. Однако, настоящий успех к этому виду транспорта пришел значительно позже.
Топливный кризис в США заставил молодых людей отказаться от мощных автомобилей в пользу чего-то более экономичного. Таким транспортом стал трехколесный мотороллер, появившийся в 1970 году. Его главное достоинство заключалось в огромных колесах, благодаря которому не слишком быстрый трайк Honda U90 обладал выдающимся внедорожным потенциалом.
Он вызвал настоящую лихорадку – каждый хотел купить недорогой и яркий аппарат для покатушек по холмам и пляжам. Увы, такая техника оказалась недостаточно устойчивой – огромное количество аварий и высокий травматизм вынудили власти запретить внедорожные трайки. Производители не растерялись, и уже в 1982 году свет увидел прямой наследник известной конструкции, на этот раз получившей четыре колеса.


Конечно, этот аппарат больше напоминал мотоцикл с четырьмя колесами, обладал чахлым мотором, задним приводом и скромными размерами, однако, именно эту дату большинство считает днем рождения современного квадроцикла. Фанаты активного отдыха оценили аппарат, а крупнейшие мировые производители мототехники подхватили идею, пытаясь выпустить свое видение квадроцикла.
Тогда же, в 1985 году, компания Polaris вспоминала о начинаниях прошлого, и выпустила свой ATV - All Terrain Vehicle, или внедорожное транспортное средство. Именно тогда, впервые в индустрии, на квадроцикле появился вариатор, ставший стандартом класса, а так же дисковые тормоза всех колес. Успех модели и инноваций, заложенных в нее, дал огромный импульс как мировой промышленности, так и компании Polaris, являющейся лидером отрасли и сегодня.
Разумеется, эволюция квадроциклов тогда только началась. Следом за заднеприводными моделями с двигателями, объемом в 200-300 кубических сантиметров, свет увидели сначала более мощные и быстрые модели, а затем на квадроциклах появились и полноприводные трансмиссии. Именно конец 80-х годов принято считать водоразделом, точкой, когда квадроциклы разошлись на два основных класса: спортивный и утилитарный.
Спортивные модели практически замерли в развитии. По сей день, они больше похожи на четырехколесные кроссовые мотоциклы – задний привод, одноцилиндровый мотор и небольшие колеса, качества, которые годятся лишь для гоночных треков и очень узкого ряда локаций. Впрочем, и среди них есть исключения.
Например, компания Polaris создала модель Scrambler 1000, вобравшую в себя все лучшие черты обоих классов. Этот квадроцикл имеет полноценный полный привод и независимые подвески, которые чаще можно встретить на утилитарных моделях, но неимоверно мощный 2-цилиндровый литровый двигатель наделяет его потрясающей динамикой. Один из самых быстрых серийных квадроциклов в мире к утилитарному семейству причислить невозможно.
Сами же утилитарники за годы эволюционировали до неузнаваемости. Оказалось, что квадроцикл это не только игрушка и способ выработки адреналина, но и прекрасный помощник по хозяйству. Проходимость в разы выше, чем у автомобиля, стоимость, как при покупке, так и при эксплуатации - ниже, а способность брать груз на борт и таскать тяжелые прицепы почти не уступает машинам. Появились в мире квадроциклов и свои грузовики – трехосные модели с огромными, вместительными кузовами. Впрочем, не каждый полноприводный квадроцикл создан для работы.


Современные технологии позволили раскрыть в этой технике неимоверный внедорожный потенциал, с которым не может сравняться ни одно другое колесное транспортное средство. Не удивительно, что возможность заехать туда, где еще не ступала нога человека, потянула развитие туризма – так появились двухместные квадроциклы.
В действительности, даже одноместный квадроцикл может взять пассажира на борт, однако, компоновка шасси предполагает, что последний будет сидеть прямо над задней осью и не лучшим образом влиять на управляемость. Двухместные модели обладают увеличенной колесной базой, пассажир расположен ближе к центру, да и за счет увеличенного сидения и дополнительных подножек комфорт двухместных моделей несравнимо выше.
Изменились и двигатели – чахлые 200-кубове моторы ушли в прошлое, сохранившись лишь на детских моделях, почили в бозе и двухтактные агрегаты. На смену им пришли современные и мощные 4-тактные, с одним или двумя цилиндрами, жидкостным охлаждением и современным впрыском топлива, а самые распространенные объемы сегодня 600 и 1000 кубических сантиметров.
Но развитие не остановилось и на этом, последним классом, отпочковавшимся от квадроциклов, стали SSV, или, так называемые, «Сайд-Бай-Сайды». Их принципиально отличает концепция – если на квадроцикле пилот сидит верхом так же, как на мотоцикле, то SSV предлагает автомобильную посадку, где водитель и пассажир сидят в креслах бок о бок, они же имеют автомобильные рули и педали, а так же ремни безопасности.
Безопасность вообще сильная сторона SSV, ведь помимо анатомических кресел и ремней они имеют и каркасы безопасности, сводящие на нет риск получения травм при перевороте. Этот класс быстро стал популярен и так же разделился на сегменты, где появились свои «утилитарники», созданные для работы, «спортсмены», на равных с автомобилями и багги выступающие в мировых ралли-рейдах, и «туристы». А в последние годы в каждом из этих сегментов появились и удлиненные модели со вторым рядом сидений.
Как видите, история квадроцикла насыщенна, а их мир многообразен, поэтому каждый сумеет подобрать свою, подходящую именно ему модель.

- Семейство High Lifter – дерзкие грязевые монстры
- Квадроциклы - от начала и до наших дней
- Виды снегоходов
- Чем опасны изношенные амортизаторы?